ПоискПочтаДискКалендарьДеньгиМой КругФотки
Войти


Чтобы получить доступ ко всем возможностям Я.ру, создайте страницу или , если у вас она уже есть.
(^_^)

 

 

записи по  

месяцам · меткам · типам

выделить все / снять выделение

Показать
КАЗАЧИЙ ДОН написал
1 мая 2009 года, 03:16
(^_^)
СТАРИННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ПО БУЗУЛУКУ

                                              СТАРИННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ПО БУЗУЛУКУ

В исследованиях историков мало что говорится о возникновении поселений по Бузулуку. Только в отдельных работах вскользь упоминается, что казаки здесь поселились в конце XVII века, а кто жил раньше? Память людская утратила имена первопроходцев. Только степные курганы, поросшие седым ковылем, хранят тайны старины далекой.
От предгорий Кавказа на юге и до самых границ Рязанского княжества на севере, от гор Карпатских до седого Урала тянулись дикие степи, где находили себе приют многие племена и народы. Обилие кормов для скота, полноводные реки, девственные леса, способные укрыть от набегов завоевателей, все это манило многие народы в эти богатые места. Вот как описал неизвестный автор о пойме реки Бузулук: "За лесом раскинулись заливные луга с густой, высокой, доходящей до груди травой, с разбросанными по ней цветами разных окрасок. По лугам встречались глубокие озера, поросшие по краям камышом, кугой и осокой, озера изобиловали рыбой". Это описание относится к 1850 году, а что было в те далекие времена, можно только представить.
Люди селились на Бузулуке за несколько тысяч лет до Рождества Христова. Заселение проходило в несколько этапов. Доказательством тому являются курганы. На территории нашего района они, в основном, расположены, вдоль Бузулука по обоим берегам. Возможно, кто-то скажет, что они выполняли сторожевую функцию, но первоначально это были захоронения и, относились они к разным эпохам. В 1858 году в селе Мачеха нашего района, в имении войскового старшины Александра Семеновича Курнакова, был разрыт один из 10 курганов, в котором были найдены человеческие останки, удила, панцирь и серебряный прут. Спустя 10 лет в том же имении был раскопан второй курган, в котором нашли останки человека, коня, угли и большое количество камня, который впоследствии пошел на закладку фундамента под новую церковь. В середине 60-х годов нашего столетия в 800 м от хутора Казарин был разрезан курган, в котором нашли керамический горшок с воском. Примерно в метре от вершины в глубь кургана грунт резко отличался по цвету от окружающей почвы. В 1978 году механизаторы обрабатывали поле в нескольких сотнях метров от хутора Дубровского, и нашли каменный топор. По рассказам стариков, в начале нашего века на этом месте было заметно несколько курганов, проведенная экспертиза в областном краеведческом музее показала, что топор изготовлен около 2-х тысяч лет до Рождества Христова. "Недалеко от станицы Алексеевской с восточной стороны сильные ветры выдували татарские стрелы, наконечники", об этом говорил исследователь донской старины, наш земляк X. И. Попов. Я привел ряд примеров в доказательство того, что в наших местах люди жили задолго до XVII века.
В дореволюционных исследованиях и в работах современных историков отмечается, что казачество поселилось на Бузулуке в конце XVIII века. Так в книге Пронштейна "Земля Донская в XVII веке", на странице 55 говорится: "С середины XVII века стали строить городки по притокам Дона - Хопру, Медведице, Бузулуку. Уже к началу 70-х годов XVII века Донская земля была покрыта цепью казачьих городков, расположенных на основных водных магистралях", но уже на следующей 56 стр., со ссылкой на архив древних актов, на показания атамана зимовой станицы Пахома Сергеева, данные им в 1700 г. в Москве: "Бузулукских станиц 16, поселялись лет 100 назад, а иным по семидесяти и осьмидесяти, людей в них жилыми домами тысяч з десять". На лицо противоречие по возникновению первых казачьих поселений. Поселения по Бузулуку возникли, возможно, где-то в конце XVI века - начале XVII, так ежегодно в издававшемся Донским статистическим комитетом сборнике говорится о царской грамоте, данной послу Третьяку Губину в 1521 году, упоминается, что в это время все земли от Азова вверх по Дону до переволоку и до устья Медведицы, где земли были пусты и принадлежали частью азовцам, частью татарам. Спустя 50 лет земли были заняты казаками". Из этого можно сделать вывод, что на территории выше устья Медведицы были населенные пункты. Савельев в своей книге "История казачества" со ссылкой на договор Новгорода со Швецией от 17 июля 1612 года пишет: "Ямские казаки жили в области ЯМ или ЕМЬ, в южной части Поонежья. В договоре новгородцы настояли, чтобы "казакам дерпетским, ямским и другим был открыт путь из шведских владений в Россию и назад, как было установлено до Борисова царствования. Это говорит о том, что еще задолго до 1598 года, т. е. царствования Бориса, многие казаки ушли обратно на Дон, так в низовьях Бузулука в 3 км. от станицы Алексеевской есть хутор Яминский (до 1850 г. была станица Яминская). Возможно она была заселена теми ямскими казаками. Краевед Лащилин в одной из своих статей высказал предложение относительно возникновения названия Яминская. По его версии оно получено от того, что там была почтовая станция "Яма". По-моему, это неверно, только потому, что ямская связь, как утверждают Брокгауз и Ефрон, на Руси была учреждена в 1666 году между Москвой и Ригой, а дорога Царицын-Москва проходила намного восточнее Яминской. Гордеев А. А. в своей книге "История казаков" говорит, что татары брали 10% дани с русского государства в том числе одного молодого мужчину от 10 дворов, чтобы пополнять свое войско и для несения ямской службы. Вероятнее всего ямские казаки жили в том месте при татарах и в XVI веке вернулись обратно в свои места.
От Яминской вверх по Бузулуку находится станица Ярыжинская, как утверждает Савельев, станица носит новгородское название и происходит оно от слова "ярыжки" или "ярыга", наемные люди или бездельники. Как утверждает Харитон Попов, кроме двух названных поселений к старым станицам, он относит Филоновскую, Даргинскую, Высоцкую и Казаринскую. Возможно, появление казачьих городков, а затем станиц происходило в 4 этапа. О первом я говорил выше, второй, по-моему, начался с середины XVII века, когда на Руси произошел церковный раскол и большое число людей, оставшихся верными старой вере, были вынуждены скрыться от преследования на Дону. Первыми появились на Дону старообрядческие чернецы и старцы. Скиты их были рассеяны но всему Дону, большая часть в глухих местах, вдали от казачьих городков по рекам Чир, Хопер, Медведица и другим малонаселенным речкам. Были староверы и на Бузулуке, так в "Отписке 1689 года подьячего Тамбовской приказной избы А. А. Алферова о допросе в Посольском приказе донского казака И. Тимофеева, посланного из стрелецкого приказа для проверки раскольничьего казачьего городка Усть-Медведица, говорится: "Да где он, Июдка, живет в Усть-Медведице и будучи они, Емелька с товарищами поехали в Островской городок (на этом месте находится хутор Дон-Якуши), а ево, Июдка, взяли с ынымм двумя казаками за собою в провожатые. И из Островского городка товарищи ево, Июдкины, поворотились назад на Устъ-Медведицы; А он, Июдка, поехал с Емелькою до Глазуновского городка". Учитывая, что церковный раскол произошел в 1665 году, то Островской городок основан где-то между 1665-1689 годами. Правительство узнало о старообрядческих городках где-то только в 70-х годах XVII века, когда между жителями одного городка произошли ссора. Мне могут сказать, что Июдка ездил в Островской городок, ныне это станица Островская, которая находится на Медведице. Станица Островская образовалась согласно положения о войске Донском, которое приняли в 1835 году. На карте Земли войска Донского от 1836 года четко обозначены границы юрта новой станицы Островской, а бывший хутор Тушканов в 1848 году превратился в станицу. В 1698 году тамбовец Ларион Логвинов описал городки и места по речке Бузулук с верховьев и до устья. Вот какие городки находились сверху по течению Бузулука: Казарин, Островской, Высоцкий, Мельсяпин, Дергинский, Филоновский, Березовский, Черновский, Ярыгин, Дур-нов, Мартыновский, Карповский, Ямной, Осинов, Алексеевский. При описании мест, по-видимому, произошла ошибка, одно поселение было пропущено. В семи километрах вверх от бывшей станицы Высоцкой Бузулук имеет два русла. Экспедиция Логвинова, по-видимому, шла по Отделице (старое название), а перед Высоцкой, в 2-х километрах, Отделица вновь делится на 2 русла. Пошли они но левому руслу, обошли Высоцкую и вышли к Кардаильской, зная, что следующая за Островской Высоцкая, они и записали вместо Кардаильской Высоцкая. Почему они не увидели Высоцкую, и потому, что, как описали, лес был на расстоянии до 1 километра вправо и влево. "Во многих местах ухожий лес, пашенная земля и сенные покосы и, во многих местах ухожий лес вырублен". Это вновь подтверждает, что поселения появились надолго до 1698 года.
Третий этап заселения Бузулука - образование новых станиц, предназначенных для укрепления границ Российского государства, для отражения набегов кочевых орд. Так, по указанию войскового атамана Фрола Минаева, приблизительно в 1684 году, была основана станица Берёзовская и, название она получила по речке Березовка, одного из притоков Бузулука.
В 1705 году "казаки просили войско занять пустой юрт между Яминской и Карповской, поселить на них новую станицу Лукьяновскую по имени войскового атамана Лукьяна Максимова". Выше Казарина городка на притоках Бузулуки также были казачьи городки. Так, на речке Черной (Киквидзенский район) находилось поселение, когда оно было основано, как называлось, остается еще тайной, в настоящее время даже признаков его нахождения невозможно установить. Только в книге "Сведения о городищах и курганах", изданной в 1883 году, говорится: "Близь поселка Петровского Мачушанской волости городище длиной 11 сажен четырехугольной формы".
В конце XVII начале XVIII века начались великие преобразования, казалось, что, находясь в далеко от центра России, ветры перемен не затронут Тихий Дон, но, связав свою судьбу навеки с Россией, преобразования захватили и Дон. Царь Петр стал расширять государство, началось строительство новых городков, стали прокладываться новые дороги. В 1700 году проложили дорогу к Азову, возникла необходимость ее защиты от набегов кочевников. А так как север Земли Донской был намного спокойней, чем юг, принято было решение о переселении части казаков на охрану дороги. Указом от 21 июля 1700 года Петр предписал часть казаков из городков по рокам Хопру, Медведице и Бузулуку переселить в область течения реки Лихой и Северного.Донца из городков, расположенных на данных реках. Выселяться должны казаки, которые пришли в те городки с 1692 года. Возможно, согласно этого указа и был переселен тот неизвестный городок на реке Черной. Этот указ еще раз подтверждает, что на Бузулуке поселения появились задолго до 1692 года.
По-видимому, 1720 год в истории Бузулукских станиц можно считать одним из самых тяжелых. После Булавинского восстания территория войска Донского сократилась на 1 миллион десятин, вся северо-западная часть области отошла к другим губерниям. Территория войска после сокращения простиралась с северо-востока на юго-запад на 590 км, а в ширину - на 410 км. Как пишет Пронштейн в книге "Земля Донская в XVIII веке": "В соответствии с правительственным указом по распоряжению войска было уничтожено 9 городков, 6 из них - Даргинская, Мельсяпинская, Высоцкая. Кардаильская, Островская, Казаринская - были расположены на Бузулуке выше Филоновской и три на Хопре - Белявская, Одининская, Григорьевская". Знакомясь с документами, датированными 6 октября 1774 года за подписью Г. Ротемкина, можно прийти к выводу, что станицы Белявская и Григорьевская были уничтожены задолго до 1720 года, по-видимому, вместе с Пристанской сразу же после Булавннского восстания. Верхние бузулукские станицы не поддержали Булавинского восстания и не были разрушены царскими войсками. Это подтверждают документы архива древних актов, есть донесение воеводы Апраксина, датированное июнем 1709 года, он писал князю Голицыну о нападении на казачьи городки на Дону, Хопре и Бузулуке отрядов Василия Булавина: "Июня в первых числах на р. Дон и по Бузулуку взяли городки казачьи: Казарин, другой Высоцкий, третий Островской и тутошних жителей, которые воровству не пристали, побили и животы их грабили". В таком случае напрашивается вопрос: "Почему же были спасены 6 бузулукских станиц?" Ответ дает другой документ: "В наказной памятке канцлеру графу Головину и подканцлеру барону Шафирову от 30 марта 1720 года говорится: "По Его Величайшего государя указам дают Донскому войску наряды на службу, а за дальностью от Черкасска с речки Бузулука из городов казаки к указанным числам не успевают, чтобы с тон речки Бузулук казаков свести и селению тому не быть, а поселить бы новому от Царицына через степь к Дону в двух крепостях, а иных - по Донцу и в пустых, бывших казачьих юртах, дабы оные полинеи от приходу неприятельского разъезды чинили и предостерегали".
Третий этап возникновения поселений более поздних - это хутора. Донской историк Сулин в своей статье "Исторические данные, относящиеся к колонизации земли Донского войска казачьими и крестьянскими хуторами" пишет, что в Донском музее имеется грамота, датированная 21 январем 1718 г., № 66 о разорении хуторов. Причина их разорения, по-моему, заключалась в том, что где-то до средины 50 годов XVIII века на Наши края еще нападали кочевники, есть воспоминания, записанные в 1866 году Харитоном Поповым. Все станицы находились на правой стороне Бузулука и это несмотря на то, что весной в разлив их затапливало вешней водой. Поселения находилось в лесу, их покои охраняли караулы, стоящие на курганах, а в момент опасности давали сигнал в городок. Например, и в станице Березовской было первоначально 18 дворов. На прежнем месте была засека, похожая на подкову. Вход в засеку заваливали бревнами. На расстоянии одной версты на дубу была устроена "кровать", а далее, версты через 3. на высоком кургане находился конный караул. Такой же караул стоял в версте от станицы Филоновской недалеко от буерака Требушный. Такое название он получил от того, что здесь в период четверти XVIII века было вырезано много жителей". Из воспоминаний казака станицы Анненской Данилина известно, что его "прадед Григорий Савельевич Данилин, умерший тому 57 лет (до 1866 г.) и имевший от роду 85 лет или более, помнил набеги черкесов". По мере уменьшения опасности и увеличения численности населения в станицах донское правительство стало меньше обращать внимание на появление новых поселений. 23 декабря 1753 года войсковая канцелярия разрешила во всех степных и других отдаленных от станиц местах, где заготавливали сено, строить убежища, теплые землянки. А неофициально, появление хуторов произошло раньше, подтверждение тому жалоба казаков: "26 мая 1796 года казаки Филоновской станицы Петр и Тимофей с братьями Кирпичевыми. Федор Евстратов, Григории Ефремов. Сысой Смирнов с товарищами и Березовской станицы Минай Потапов и Филипп Баранов жаловались войсковому атаману, что более 50 лет тому назад, предки их заняли место при реке Бузулук в урочище Высоком Дубровки" (на месте бывший ст. Высоцкой).
Первый хутор в станице Алексеевской образовал хорунжий Петр Андреевич Андреев: "После возвращения из Франции в 1815 году я первый занял хутор на Черной. Кругом была дикая степь и кочевали калмыки, которые на новоселье мне подарили 30 овец. Этот рассказ записал X.Попов в 1868 г. "Многие хутора от своих станиц находились на расстоянии до 100 км. Так. в Киквидзенском районе есть село Гордеевка, основал его во второй половине XVIII века отставной старшина Андрей Харитонов. В жалобе от 1792 года войсковому атаману Харитонов пишет: "В недавнем же времени по нахождению на службе с хуторов Зотовской станицы полковой есаул Михаил Курин без всякого повеления, а сам собою, при однозначенной усть-реки Завязки, на самом его, Харитонова, сенокосе, поселившись хутором, причиняет обиды, стоптал луга, в стогах сено травит". Хутор, о котором писал Харитонов, стал именоваться Курин и существовал где-то до 90-х годов XIX века. Доказательством того, что селились казаки далеко от своих станиц, можно привести еще один пример. В настоящее время в Еланском районе на Бузулуке есть село Тростьянка. Основал его казак Филоновской станицы Петр Щелканов в 1796 году, продал хутор сотнику Кондрату Мелехову. По новому хозяину хутор стал называться Мелиховка. Почему село переименовали в Тростьянку, пока не установлено. Все старинные хутора в верховьях Бузулука, возникшие во второй половине XVIII века, впоследствии превратились в крестьянские поселения. В те времена многие земли были свободными и стоило кому-то обратиться в войсковую канцелярию с просьбой о выделении земли в том или ином месте, как ему отводили участок. Вскоре такие владельцы превратились в помещиков. После разгона украинского казачества многие из украинских казаков пришли на Дон и приписались к этим владельцам, их селили на хутора, поселения из разряда хуторов перешли в слободы. В Бузулукском сыскном начальстве крупными помещиками были Семен Курнаков и Федор Мелентьев. Первому принадлежали слободы Семеновка и Мачеха, второму - Завязка. Учитывая, что "сильные мира сего" жили во все эпохи, хочется сказать, как хутор, поселенный на месте бывшей станицы Высоцкой, перешел во владение Семена Курникова. Я уже говорил о жалобе от 26 мая 1790 года на имя войскового атамана, продолжу ее: "...назад тому восьмой год, полковой хорунжий Степан Алонцев просил нас не препятствовать ему в занятых хуторах на берегу Бузулука, на правом стороне построить мельницу для господина подполковника Семена Курникова, на что они согласились с условием, однако, не заводить никаких строений, но спустя 4 года Курников поселил при мельнице 6 дворов малороссов. Весною 1795 годи в те хутора множество малороссиян объявили о желании приписаться за подполковником Курниковым, приказчик Яков Вилков, размерил им в тех казачьих хуторах места, где они начали строиться, "беспощадно" рубить лес и ставить избы, они стали внушать, якобы, нам вовсе не быть". Причина проста почему казаков стали теснить с их хуторов. Пронштейн в своей книге "Земля Донская в XVIII веке" приводит документ, что "в 1792 году есаулу Кирпичеву было приказано войском Донским снести хутор, устроенный на реке Бузулук в войсковом юрте, он срочно продал его старшине Курникову, которого не могли заставить снести хутор, потому что он ему достался по купе". Сделку о продаже хутора в течение 3-х лет Курников и Кирпичев держали в тайне от хуторян, что хутор продан. Заставить снести хутор, канцелярия могла в том случае, если хуторяне перестали бы подчиняться станичному атаману. Почему же в течение 3-х лет хутор никто не беспокоил? Объясняется это просто. Семен Курников в то время был войсковым дъяком - это лицо, которое писало все документы от имени войсковом канцелярии. Он "состряпал" документ от имени войсковом канцелярии о снесении хутора и тем самым вынудил Кирпичева в тайне от всех хуторян заключить сделку. В том, что войско не издавало такой документ, можно убедиться дальше. Получив от казаков жалобу. Войсковое правительство определением от 26 нюня 1796 года назначило подполковника Никиту Астахова и старшину Ивана Андриянова расследовать это дело. Однако, такое расследование почему-то но проводилось. Определением от 18 декабря того же года им вновь было предписано учинить расследование, как бы ни было, вновь предписание не было выполнено. Высокая Дубровки остались за Курниковым и превратилась в слободу. В военно-историческом архиве есть документ, по которому можно судить о Семене Курникове. После его смерти в 1850 году наследникам были предоставлены векселя, по которым он брал деньги в 1809, 1811 и 1812 годах на строительство, но долги не возвратил. Есть в Киквидзенском районе село Мачеха, получило оно свое название в память о том селе Мачеха, которое основали украинские казаки в середине XVII под Полтавой. Жители Полтавской Мачехи относились к 2-й сотне Полтавского казачьего полка. В справке полтавского архива рассказывается о предании, что название получено от злой мачехи, которая выгнала своих пасынков, и они образовали новое село. А у нас предание, что злая мачеха утопила в реке своего пасынка. В Мачешанской школе есть записи рассказов стариков, по которым можно понять, что село появилось в XVII веке, но по историческим данным известно, что выходцы с Украины появились в 30-х годах XVIII века, а их большой наплыв произошел после 1785 года, когда была уничтожена Запорожская Сечь. В материалах Румянцевской описи 1767-1769 годов сеть фамилии коренных жителей нашей Мачехи.
Последний этап населения наших мест относится к 50-м годам XIX столетия, когда согласно положения от 1835 года на Бузулуке было упразднено несколько станиц и образованы новые станицы и слободы. Так бывшая Яминская вошла в юрт Алексеевской станицы. Карповская и Лукьяновская стали хуторами и вошли во вновь организованную Павловскую, основанную в урочище Седой Яр. Черновская и Березовская объединились в одну - Анненскую. По проекту 1837 года на реке Кардаил в его устье, между вновь образованной Преображенской и Филоновской должна образована Петровская станица, но по каким-то неизвестным причинам она образована недалеко от Урюпинска. От устья Кардаила и вверх по Бузулуку образовалась новая Преображенская (ныне р. п. Киквидзе). Первоначально границы уходили от устья Кардаила на северо-восток и выходила на самую границу с Саратовской губернией, но затем этот проект переделывался три раза, пока его не утвердил Военный Министр. Возможно столь частое изменение проектов произошло потому, что вмешивались "сильные мира сего". Жив был ещё генерал-майор Семен Иванович Курнаков. во славе был Иван Андреевич Селиванов - генерал-майор, герой битвы под Лейпцигом. Есть интересный документ, датированный 14 декабря 1846 г., адресованный в Межевую комиссию за подписью Ивана Селиванова: "На повестке Межевой комиссии от 5-го ноября сего года № 1652. имею честь объявить, что пересылка в Муисский или Черкасский округ, как комиссия предлагает перевести мне 327 душ из слободы Завязки через такое дальнее расстояние, будет крайне отяготительно и разорительно". Далее он просит переселить крестьян на 30 км от Завязки, там у него есть хутор. По проекту 1837 года место, где он указывал, отводилось юрту станицы Преображенской. Уже на следующий день 15 декабря 1846 года за № 252 комиссия дала разрешение переселить крестьян на указанное Селивановым место. Так появилась слобода Селивановка, после смерти ее основателя в 1852 году она перешла во владение его сына Александра, с тех пор и называется село Александровка, но старики еще по-прежнему называют Селивановкой.
Крестьяне Матвея Курнакова, сына Семена Ивановича, из слободы Высокая Дубровка, были переселены в Семеновку и Мачеху. После того как в 1842 году границы юрта были пересмотрены, они стали тянуться с юга на север на расстоянии 33 верст и захватили поселение полковника Зубрилова на Кардаиле. Его крестьяне были переселены выше по Кардаилу и образовали новое поселение - слободу Николаевку. В настоящее время село входит в состав Саратовской области. Только крестьяне есаула Мелентьева из Завязки переселены в Муисский округ за 400 верст. Переселение всех крестьян происходило в течении 2-х лет.
Вот так в течение нескольких веков в зависимости от исторических условий происходило заселение Бузулука.

(^_^)

Aureol

22 февраля 2010 года, 13:55
Автор придерживается "немецкой" теории возникновения казаков, которая делает их потомками сброда без роду и племени, стекавшегося на Дон, как в выгребную яму, лишая права на историю, культуру и землю ("...где земли были пусты и принадлежали частью азовцам, частью татарам..."). Эта теория культивировалась в царской России, затем активно поддерживалась Советской властью, оправдывая политику "расказачивания" - не народ уничтожали, а неких отщепенцев из русских, не желающих принимать новый уклад жизни. Все исторические документы отфильтровывались соответствующим образом. На исторических картах Дикое поле всегда невнятно  пустовало. Осторожная надпись: "черные клобуки" или "бродники" - без объяснений по тексту. Непонятно откуда зеленым кружком возникала Белая Вежа.  "Козары", "касоги" объявлялись простыми созвучиями. Письмо баскакам Червленого Яра? Видимо, монгольский чиновник поселился на Хопре или Бузулуке, и не один, причем православный...
Казаки - самобытный народ с древней историей, своей культурой и укладом жизни (к сожалению, почти уничтоженными). Прадед смертельно обижался на прозвище "мужик", и приговаривал: "Я - не русский, я - казак!". Музыканты, как один, хором, говорят о "нерусскости" казачьих старинных песен. Воинские тактические приемы, используемые казаками - искусство, передаваемое от отца к сыну на протяжении веков, отзвуки средневековых войн, а не гоп-стоп.
Любой народ на территории РФ может проставить в графе национальность знак принадлежности к своей истории, предкам. А благодаря таким историческим изысканиям мы так и останемся без земли-роду-племени, потомками ярыжки-плута и ваньки-душегубца.
(^_^)

Mihail !

28 июня 2010 года, 22:55

Мыслите в верном направлении. Кроме "русских" казаков, есть еще и татары-казаки. "Казаки" - это отборное народ-войско Великой Орды. В перводе с татарского  означает "скрытно (внезапно) действующие, невидимки".
 
Только конечно, не "монгольский чиновник поселился на Хопре или Бузулуке, и не один" - я имею в виду, не "халха-монгольский". "Монгол" -это политоним, навроде названия "советские", в переводе со  старотатарского означает "вечные", относилось это название к верноподданным Державы Монгол (Монгол Улус - на старотатарском означает "Вечный Удел, Держава") - как к русским, как к татарам ("монголо-татары"), так и к представителям других народов.

Про историю казаков - ка татар, так и русских можно много узнать из книг татарского историка-исследователя Еникеева Г.Р., который придерживается мнения русского историка Гордеева о том, что казаки никакие не "беглые крестьяне" и "разбойники", а Ордынское войско.
В Части II книги "По следам черной легенды" Еникеев Г.Р. конкретно и обоснованно написал, откуда есть пошли казаки как народ-войско.
Читайте о книгах Еникева на сайте:
http://tartareurasia.ucoz.com/publ

(^_^)

excellence19

26 октября 2010 года, 13:27
Mihail, братище,  спасибо за сообщение твое. Книгу нашел. Великолепно раскритиковал Еникеев  "теорию об иге монголо-татарском", и притом очень много неизвестного ранее открыл. Сколько спрятано от нас было, и многое из этого уже было установлено настоящими, работавшими от души историками,  но было спрятано от нас! Сейчас ищу книгу Еникеева "Корона ордынской империи",  там тоже, как мне рассказывали читавшие, много потрясающих сведений и открытий об ордынском периоде нашей истории и о татарах Чынгыз-хана - предках татар и множества русских. 
(^_^)

Михаил Сабуров

2 марта 2011 года, 22:15

Книгу Еникеева "Корона ордынской империи" издали снова, вот:  http://read.ru/id/1041400/
       

Еще во многих магазинах пока есть, но тираж скромный 3000 экземпляров всего, скоро не станет опять.

 Книгу "По следам черной легенды" можно найти по этой ссылке:  http://tartareurasia.ucoz.com/publ/gde_mozhno_priobresti_knigi_gr_enikeeva/gde_mono_priobresti_knigi_gr_enikeeva/gde_mozhno_priobresti_knigi_gr_enikeeva/7-1-0-47 

Я "Корону ордынской империи" издания 2007 г. так и не успел тогда купить, брал почитать у знакомых.

Я давно   искал  такие книги - ведь кто-то должен был продолжать дело Л.Н. Гумилева и идти по руслу, пробитому им во мгле Черной легенды, которой покрыта наша  история. Я имею в виду как историю русских, так и татар и остальных наших соотечественников по Евразии, которая, как отмечал Л.Н. Гумилев, "называлась Татарией в трудах европейских географов до XVIII в."

Вот, наконец, появились такие труды в виде книг Г.Р. Еникеева "Корона ордынской империи" и "По следам черной легенды". Замечательно то, что первая книга вышла в 2007 г. в серии "Тайна Льва Гумилева" - это название тоже под стать содержанию данной книги.

Многое, что вынужденно не договаривал Л.Н. Гумилев под надзором совцензуры, написано в этих книгах. Такое впечатление, что автор знавал Л.Н. Гумилева лично. В целом книги "Корона ордынской империи" и "По следам черной легенды" (Москва, "Медина", 2009) сочетают в себе достоинства научной монографии на степень не менее чем доктора наук.  

В книгах Еникеева результаты многолетнего исследования излагаются живым и интересным языком, именно в стиле Л.Н. Гумилева. Да и по легкости усвоения материала и по уровню удовольствия, которое получаешь при чтении этих книг - они также обладают качествами отменного и занимательного детектива. Оно ведь так и есть - расследование и разоблачение нагромождений лжи и сокрытий фактов в нашей Историографии поинтереснее любого детектива, и это все наглядно представлено в книгах Г.Р. Еникеева.

β-версия

 

Что получается:    изменить 
Подписаться на комментарии к записи

Получать уведомления о всех ответах в этом обсуждении.

 
Отписаться от комментарев к записи

Получать уведомления только о тех ответах в этом обсуждении, которые адресованы лично вам.

 
К сожалению, комментарий не удалось отправить. Попробуйте ещё раз.я в курсе